статья в журнале "Христианин" №4, 2009г.

 
 

статья в журнале "Христианин" №4, 2009г.

Будем же верить, если не можем уразуметь. Августин



CКЕПСИС, ТО ЕСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ВЫДВИГАЮЩЕЕ
СОМНЕНИЕ в качестве принципа мышления (особенно сомнение
в надёжности истины), мы используем почти повсеместно.
Древний Рим, Средневековье и Возрождение имели своих
критиканов, но все же это были века романтические. Люди были склонны
скорее верить, — отсюда, например, потрясающие своей фантастичностью
сюжеты о путешествиях Св. Брендана или Письма Архиепископа Иоанна.
Сейчас выдумывают только фантасты, но мы подходим к фантастике
скептически, да и ко всему остальному тоже.

Последние десятилетия наш скепсис стал всё чаще переходить в
цинизм, хотя всем известно, что цинизм — это не-
хорошо. Телеведущие цинично врут нам с экрана,
меняя взгляды и мнения по три раза на неделю. А мы
не верим ни единому их слову, цинично комментируя
любые призывы по причине их заведомой неискрен-
ности. Политики ведут «реальную политику», следуя
духу высказывания Франклина Делано Рузвельта о
Самосе. Двигатель современной рекламы для молоде-
жи — цинизм по отношению ко всему на свете, исклю-
чая, разумеется, себя самого. На тренингах слушаем
начальство и изображаем энтузиазм в глазах, но что
потом мы говорим обо всем этом в тесном кругу?
Особенно удачно цинизм смотрится в исполне-
нии людей, абсолютно уверенных в своей правоте.
Человек рефлексирующий — он неубедителен, как ци-
ник. А те, кто умеет расплющить собеседника железо-
бетонным отсутствием всяких сомнений в собствен-
ных утверждениях — они великие скептики. Умные,
глупые, логичные и не очень — эти люди обладают
отличным зрением на сучки в глазу собеседника. Я
втайне даже немного любуюсь такими, понимая, что
в случае опасности лучшие из них первыми пойдут
умирать за свои убеждения. Но не могу избавиться от
мысли, что ещё быстрее они пойдут убивать за свои
убеждения других, и это, последнее, бывает для меня
хуже первого.
Уверенных в своей правоте людей знает теперь
вся Украина. И это отнюдь не Виталий Кличко или
Андрей Шевченко, — это политики, чьи лоснящиеся
лица смотрят на нас с каждого столба. Цель для них
всегда оправдывает средства, которые используются.
Бравые кандидаты на роль лидера нации уверено
обещают светлое будущее, цинично прося лишь об
одном — верить им. Красивым и нет, умным или про-
сто решительным — им надо верить. А веры не оста-
лось, потому что честность в списке не фигурирует.
Как ни странно — но меньше всего хочется верить
потенциальным финалистам второго тура. «Вона —
працює», «Він— почує кожного». Потом оказывается
что она — это Украина (Государство — это я?), а Он —
борец за права бюджетников. Поборется-поборется и
уедет домой, в свое имение, на тонированном кортеже,
сопровождаемый воем сирен и матом охранников на
джипах. По уши занятые «распиливанием» страны,
«они» требуют нашей веры и любви, а получают то,
чего достойны — скепсиса и циничных анекдотов.
Я не так давно в Украине, но уже успел понять,
что выборы здесь — дело перманентное. Кто-то усма-
тривает в этом безвластие, кто-то — свободу выбора.
И то и другое несомненно присутствует, но никогда
ещё я не видел такой усталости от лжи, такого не-
доверия ко всей этой технологии манипулирования
полуправдой. Здесь, в Киеве, очень сильны повсе-
местные приступы идиосинкразии по поводу лиц и
призывов на билбордах, совершенно замусоривших,
кстати, этот город. Отвращение и злое раздражение
не покидает лица водителей, стоящих в пробке под
нудным дождливым небом, небольшие уголки кото-
рого, помимо небоскребов, заслонены теперь ещё и
лицами очередного «мессии». Даже самая тупая ре-
клама мобильных операторов не вызывает подобного
неприятия.
Год клонится к закату, осень добавляет своей
обычной тоски, а все эти ролики, ток-шоу, выступле-
ния и митинги пока только набирают ход. Какая-то
сумасшедшая круговерть лиц, нарядов, продажных
поп-звезд и телекомментаторов не сходит с экранов
телевизора и газетных полос. От этого не скрыться:
коллеги на работе, люди в метро, друзья и знакомые
говорят, в основном, о политике, повторяя со знаком
плюс или минус измышления политтехнологов. Даже
бабушки у подъезда обмениваются фразами типа:
«Этот нас всех Америке продаст!», «Этот, хоть сидел,
зато свой!» У станций метро наперерез прохожим бро-
саются восторженные (и проплаченные) агитаторы,
ловят руками пустоту, рассовывая потом по урнам
листовки. И никто не удивляется, что уверенный
молодой человек, нарисованный на полосатых «агит-
ках», вчера смотрел на Запад, а сегодня уже смотрит
на Восток. При этом, не меняя выражения лица.
Но вот, что восхищает меня сегодня и во вся-
кий год, когда Адвент зажигает гирлянды в окнах
квартир. Весь свой скепсис и цинизм, который мы с
удовольствием выплескиваем на всевозможные госу-
дарственные праздники и символы, салюты и торже-
ства, — он прячется, Рождество отменяет скепсис. В
декабре Крещатик весь и сразу увивается гирлянда-
ми, с деревьев льется сказочный свет, сияют витрины,
мягкий снег украшает белым крыши, мостовые и
подоконники окон, которые почти вросли в тротуар,
сами звуки города становятся торжественно при-
глушенными. Под фиолетовым небом этот древний и
красивый город становится уютным и добрым. На Ве-
тряных горах во дворах домов отцы семейств строят
вертепы. Большие, в рост человека, фигурки освеще-
ны изнутри, снег кажется черным на их фоне. Окна
домов Оболони освещены множеством уютнейших
огней; видя эти семисвечники, невольно поверишь
старым преданиям, говорящим, что нуждающегося
путника там ждет ужин и кров. Это Настоящий, не-
поддельный Праздник! И потихоньку куда-то уходит
скепсис: мы, маленькие люди, кто весь год оттачивал
свое остроумие на уверенных в себе «сильных мира
сего», мы улыбаемся друг другу на улицах, подпеваем
колядкам в кафе, мы становимся как дети. Это наш
праздник, это наш Царь приходит в мир! Приходит,
не имея защиты от человеческого неверия и цинизма.
Но никакая коммерциализация праздника, ни глупые
многословные рассуждения о «духе Рождества», ни
попытки «попиариться» на празднике «ради празд-
ника и традиций» (все что угодно, лишь бы не про-
изнести одно только Имя), ничто не может затмить
улыбку Младенца, лежащего в яслях.
Христос ся рождає!
Славімо Його!__



Обновлен 01 дек 2011. Создан 28 дек 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником